- Индийцев нужной Америки мифология
- - резко отличается от мифоcознания северных и центральных индейцев. Это отличие связано с архаичностью их культуры, отсутствием письменности. Так, практически отсутствуют мифы о сотворении мира. Но развиты мифы о мировой катастрофе как первоначале жизни. Происхождение людей либо связывается с катастрофой, либо с мифическими предками (культурными героями) прежних форм жизни.
Много мифов, объясняющих жизнь животных, их повадки (этиологические мифы), которые понимаются как вторичные по отношению к человеку. В этом моменте можно увидеть поворот мышления дикаря - он все понимает, исходя из собственного жизненного опыта, в котором акт рождения человеческого детеныша выступает самой непосредственной реальностью.
Важнейшими мифами являются представления о происхождении культурных растений (для народов, где развито земледелие). В этих мифах объяснение выступает практически обнаженно. Есть счетное число сюжетов: культуру создает герой, который учит, как это делать; ее рожает женщина; в культуру превращаются части тела или прах предка (Ф. Доннар описывает, как современные дикари сжигают умерших и пепел поедают с банановым супом); появление растений из места захоронения предка; похищение семян и растений у соседей и богов.
С растительными мифами перекликаются и мифы о происхождении огня и пресной воды. В мифах о смерти развертываются следующие сюжеты: люди прежде были бессмертными; душа после смерти возвращается в молодых; после вмешательства отрицательной силы люди стали умирать; герой может воспрепятствовать возвращению души к новой жизни. Иногда люди «сбрасывают» кожу и перерождаются.
Есть у индейцев верховные божества, часто они зооморфны. Есть женские и мужские культы. По свидетельствам антропологов, жизнь этих племен, организуемая этим мифосознанием, совсем не похожа на нашу (европейцами воспринимается как вечный сон).
Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.